ПРИНЯТ
Советом гимназии
ГБОУ гимназии №399
Протокол от 12 мая 2014 г. № 4
Председатель Совета гимназии
_____________________(Н.М. Бурцева)
УТВЕРЖДЕН
приказом от 30 мая 2014г. № 133-а
директора ГБОУ гимназии № 399
_____________________(Н.М. Бурцева)
(подпись) (Ф.И.О.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основной общей школы
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназия №399
Красносельского района
Санкт-Петербурга
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану основной общей школы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №399 Красносельского административного района на 2014-2015 учебный год.
Учебный план составлен в соответствии с:
· Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
· Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее – ФБУП-2004).
· Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312.
· Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов).
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2012 № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089».
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089».
· Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
· Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г №196 (с изменениями на 20.07.2007г).
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.01.2012 № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089».
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089».
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
· Письмом Министерства образования и науки РФ № ИК – 1494/19 от 08.10.2010 «О введении третьего часа физической культуры».
· Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 04.03.10 №03-413 « О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
· Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
· Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».
· Письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
· Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015.
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников на 2014/2015 учебный год, рекомендованных, допущенных, к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
· Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24.04.2014 г. №1826-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год;
· Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2014 №03-20-1424/14-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2014/2015 учебный год».
· Уставом гимназии.
В гимназии № 399 реализуется программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углублённую) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля (5-9 классы, нормативный срок освоения 5 лет).
Учебный план составлен с учётом необходимости достижения главной образовательной цели – рассматривать школьное образование как фактор укрепления здоровья ребёнка, формирование общей культуры человека, адаптации учащихся к жизни в обществе, формирование основы для сознательного выбора и усвоения профессиональных образовательных программ.
При разработке учебного плана учитывалась специфика Петербургской школы, её основные идеи:
· ориентация школьного образования на достижение выпускниками социальной зрелости;
· защита обучающихся от некачественного образования;
· развитие в процессе обучения продуктивных способов деятельности;
· создание условий для достижения учащимися 5-9 классов уровня функциональной грамотности;
Учебный план ориентирован на 34 учебные недели в год.
Учебный план рассчитан на 6-дневную учебную неделю.
Общее количество учебных часов в неделю для каждого класса не превышает максимально допустимую нагрузку для учащихся по нормам СанПиН 2.4.2.2821-10.
Обучение в гимназии проводится в одну смену. Учебные занятия в гимназии начинаются в 9.00 утра без проведения нулевых уроков. Продолжительность урока 45 минут.
В гимназии установлены 2 перемены по 20 минут после 2-го и 3-его уроков, остальные перемены по 10 минут.
Режим звонков |
|
1 урок |
9.00-9.45 |
2 урок |
9.55-10.40 |
3 урок |
11.00-11.45 |
4урок |
12.05-12.50 |
5 урок |
13.00-13.45 |
6 урок |
13.55-14.40 |
7 урок |
14.50-15.35 |
Перерыв между основными и дополнительными занятиями составляет 45 минут.
Обучение в гимназии проводится в одну смену.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся проводятся во время уроков физкультурные и валеологические паузы, гимнастика для глаз, в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.
При использовании на уроках аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице:
Продолжительность непрерывного применения технических
средств обучения на уроках
Классы |
Непрерывная длительность (мин), не более |
|||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения |
Просмотр телепередач |
Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения |
Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой |
Прослушивание аудио-записи |
Прослушивание аудио-записи в наушниках |
|
5-7 |
20 |
25 |
25 |
20 |
25 |
20 |
8-11 |
25 |
30 |
30 |
25 |
25 |
25 |
Объём домашних заданий (по всем предметам) не должен превышать времени на его выполнение (в астрономических часах) в 5 классах – 2 часа, в 6 - 8 – 2,5 часа, 9 классах – до 3,5 часов.
При изучении первого иностранного языка предусматривается деление класса на 3 группы, 2-го иностранного языка на 2 группы.
При изучении предмета «Технология» предусматривается деление на 2 группы, начиная с 5-го класса.
При изучении элективных курсов в 9-х классах предусматривается деление класса на 2 группы.
Основной формой организации обучения в 5-9-х классах является классно-урочная форма.
Режим работы ОУ на 2014-2015 учебный год устанавливается Комитет по образованию.
Промежуточная аттестация в 5-8-х классах проводится по графику в соответствии с решением Педагогического Совета.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с городским календарно-учебным графиком.
ОСНОВНАЯ ШКОЛА (5-9 классы)
обеспечивает:
- осознание учащимися важности физического и нравственного здоровья как жизненных ценностей;
- осознание учащимися своих познавательных интересов, склонностей и возможностей в различных образовательных областях, личного отношения к образованию как к ценности;
- самоопределение в приоритетной области и характере деятельности.
Учебный план полностью реализует государственный образовательный стандарт, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение обучающимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, которые позволят ребёнку продолжить образование на следующей ступени обучения.
Учебный план основной школы состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует выпускникам ОУ овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков и обеспечивает возможность продолжения образования.
Региональный компонент отражает специфику среды обитания учащихся, особенности освоения истории и культуры Санкт-Петербурга. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию концепции развития гимназии.
Часы вариативной части используются на изучение курсов индивидуальных и групповых занятий по выбору гимназии и учащихся. Эти занятия учитывают региональную специфику и способствуют успешному овладению учащимися образовательными стандартами, создают условия для удовлетворения образовательных потребностей учащихся и родителей при соблюдении ограничений, связанных с индивидуальными особенностями детей.
Нагрузка, предлагаемая учебным планом ГБОУ гимназии №399 на 2014 -2015 учебный год не превышает предельно допустимую.
2.Основное общее образование
2.1. Годовой учебный план для V-IX классов ГБОУ гимназии №399
на 2014-2015 учебный год
Учебные предметы |
Количество часов в год по классам |
Всего |
||||
5абв |
6абв |
7абв |
8абв |
9абв |
||
Федеральный компонент |
|
|
|
|
|
|
Русский язык |
204 |
204 |
136 |
102 |
68 |
714 |
Литература |
68 |
68 |
68 |
68 |
102 |
374 |
Английский язык |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
510 |
Математика |
170 |
170 |
0 |
0 |
0 |
850 |
Алгебра |
0 |
0 |
102 |
102 |
102 |
|
Геометрия |
0 |
0 |
68 |
68 |
68 |
|
Информатика и ИКТ |
0 |
0 |
0 |
34 |
68 |
102 |
История |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
340 |
Обществознание |
0 |
34 |
34 |
34 |
34 |
136 |
География |
0 |
34 |
68 |
68 |
68 |
238 |
Природоведение |
68 |
0 |
0 |
0 |
0 |
68 |
Физика |
0 |
0 |
68 |
68 |
68 |
204 |
Химия |
0 |
0 |
0 |
68 |
68 |
136 |
Биология |
0 |
34 |
68 |
68 |
68 |
238 |
Искусство (Музыка) |
34 |
34 |
34 |
0 |
0 |
272 |
Искусство (ИЗО) |
34 |
34 |
34 |
0 |
0 |
|
Искусство |
0 |
0 |
0 |
34 |
34 |
|
Технология |
68 |
68 |
68 |
34 |
|
238 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
0 |
0 |
0 |
34 |
0 |
34 |
Физическая культура |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
510 |
Итого: |
918 |
952 |
1020 |
1054 |
1020 |
4964 |
Региональный компонент |
68 |
68 |
68 |
34 |
68 |
306 |
История и культура Санкт-Петербурга |
|
|
34 |
34 |
34 |
102 |
Литература |
34 |
34 |
|
|
|
68 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
34 |
34 |
34 |
0 |
34 |
136 |
Компонент ОУ: |
102 |
102 |
102 |
136 |
136 |
578 |
Технология Предпрофильная подготовка: электвные курсы |
|
|
|
|
68 |
68 |
Английский язык |
34 |
34 |
34 |
34 |
0 |
136 |
Испанский язык |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
340 |
Алгебра |
|
|
|
34 |
|
34 |
Итого: |
1088 |
1122 |
1190 |
1224 |
1224 |
5848 |
3.2. Недельный учебный план для V-IX классов ГБОУ гимназии №399
на 2014-2015 учебный год
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
Всего |
||||
5абв |
6абв |
7абв |
8абвг |
9абв |
||
Федеральный компонент |
|
|
|
|
|
|
Русский язык |
6 |
6 |
4 |
3 |
2 |
21 |
Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Английский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Математика |
5 |
5 |
|
|
|
25 |
Алгебра |
|
|
3 |
3 |
3 |
|
Геометрия |
|
|
2 |
2 |
2 |
|
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Обществознание |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
География |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Природоведение |
2 |
|
|
|
|
2 |
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Искусство (Музыка) |
1 |
1 |
1 |
|
|
8 |
Искусство (ИЗО) |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
Искусство |
|
|
|
1 |
1 |
|
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
7 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
1 |
|
1 |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Итого: |
27 |
28 |
30 |
31 |
30 |
146 |
Региональный компонент |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
История и культура Санкт-Петербурга |
|
|
1 |
1 |
1 |
5 |
Литература |
1 |
1 |
|
|
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
4 |
Компонент ОУ |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
17 |
Английский язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Испанский язык |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Технология Предпрофильная подготовка: электвные курсы |
|
|
|
|
2 |
2 |
Алгебра |
|
|
|
1 |
|
1 |
Итого: |
32 |
33 |
35 |
36 |
36 |
172 |
Пояснительная записка к учебному плану классов основной школы
на 2014-2015 учебный год
При проведении учебных занятий по первому, основному иностранному языку (английский язык) в 5-9-х классах предусмотрено деление класса на 3 группы, а при проведении учебных занятий по второму иностранному языку (испанский язык) в 5-9-х классах предусмотрено деление класса на 2 группы для обеспечения дополнительной (углублённой) подготовки гимназистов. (Наполняемость каждого класса не меньше 25 человек.)
При проведении учебных занятий в 5-7-х классах по курсу «Технология» предусмотрено деление класса на 2 группы.
При проведении учебных занятий в 8-9-х классах по курсу «Информатика и ИКТ» предусмотрено деление класса на 2 группы.
В рамках обязательной технологической подготовки учащихся 8-го класса для обучения учащихся графической грамоте и элементам графической культуры в курсе предмета Технология изучается раздел «Черчение и графика» (с использованием ИКТ).
Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Дополнительные часы регионального компонента отводятся на:
- изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» в 7-9-х классах по 1 учебному часу в неделю в каждом классе для освоения богатого культурного наследия города;
· изучение курса «Литература» в 5-6 классах для обеспечения дополнительной подготовки по предмету гуманитарного цикла и с учётом мнений родителей и педагогов.
- изучение курса «Основы безопасной жизнедеятельности» в 5-7-х и 9-м классах по 1 учебному часу в неделю в каждом классе для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций и их последствиями, для выработки у учащихся бережного отношения к себе и окружающей среде, для выработки безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте; для приобретения основ медицинских знаний и умений по защите жизни и охране здоровья.
Дополнительные часы компонента образовательного учреждения отводятся:
- на изучение «Английского языка» в 5-8-х классах вводится 1 дополнительный час в неделю в каждом классе для обеспечения дополнительной подготовки по предмету гуманитарного цикла и с учётом мнений родителей и педагогов.
· на изучение курса «Испанский язык» в 5-9-х классах по 2 учебных часа в неделю в каждом классе для обеспечения дополнительной подготовки по предмету гуманитарного цикла и с учётом мнений родителей и педагогов.
- на увеличение количества часов в 8 классах, отводимых в инвариантной части учебного плана на изучение предмета «Алгебра» на 1 учебный час в неделю. Это связано с тем, что в 8-м классе необходимо уделить больше времени практической части предмета в целях успешной подготовки этих учащихся к обязательной сдаче экзамена по математике ГИА.
Предпрофильная подготовка: профориентация и информационная работа (региональный компонент) в 9-х классах проводится на классных часах и в соответствии с планом посещений Дней открытых дверей ОУ разного типа.
В 9 классах для компенсирования отсутствия дополнительных часов на предмет «Английский язык», учащимся предложены элективные курсы.
Реализацию учебного плана обеспечивает наличие полных программно-методических комплексов (учебные программы, учебники, методические рекомендации, контрольные задания, необходимое оборудование и пр.), утверждённых МОРФ, а также обеспеченность ОУ необходимыми педагогическими кадрами.
Таблица элективных курсов
Класс |
Название курса |
К-во часов |
Автор |
Согласование |
Пособие |
9 |
«Культуроведение англоговорящих стран» |
35 |
М. А. Александрова |
ЭНМС Пр. № 4 от 18.05.2011 г. |
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский в фокусе (Spotlight) 9:учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение (Express Publishing).
|
9 |
«Учись писать грамотно (трудные случаи правописания)» |
17 |
Н. Г. Ротова |
РЭС Пр.№7 от 21.01.06 Допущено:ЭНМС №1 от 19.10.2011 г. |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык 9 кл. - М.: Дрофа. Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. |
9 |
«Секреты хорошей речи» |
17 |
С. С. Спивак |
ЭНМС Пр. №3 от 11.05.2012 |
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык 9 кл. - М.: Дрофа. Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. |
|
|
|
|
|
|
Реализацию учебного плана обеспечивает наличие полных программно-методических комплексов (учебные программы, учебники, методические рекомендации, контрольные задания, необходимое оборудование и пр.), утверждённых МОРФ, а также обеспеченность ОУ необходимыми педагогическими кадрами.